МОДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

А на обрыве этой прыщавой реки,
Наблюдая за дымящейся золой,
Я постирал на завтра свои носки:
Я предполагаю, что буду живой
.
Ю.Шевчук

ЧТО ТАКОЕ МОДА?
Мода, конечно, один из самых подвижных феноменов культуры. Но и она сопряжена с вечным, потому что ежесезонно демонстрирует нам скоротечность бытия (то есть готовит к смерти), потому что показывает, что все в этом мире повторяется (говорят, с одеждой это случается каждые 30 лет), и еще потому, что мода дает надежду, ибо всегда живет днем завтрашним.

Мода, в широком смысле слова, — «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры», как сообщает «Иллюстрированная энциклопедия моды». Под внешними формами культуры и др. Изменяемость — основной закон моды. Почему та или иная вещь становится немодной, людям, как правило, непонятно: просто потому, что та — старая, а эта — новая.
Наиболее консервативной частью моды и вообще культуры является отношение человека к пище и поведению за столом. Мы через всю жизнь проносим воспоминания о бабушкиных пирогах или мамином борще. Национальная кухня сохраняется тысячелетиями. Иудеи и сейчас пекут мацу так, как они пекли этот хлеб бедности, выйдя из Египта, — от замеса до выпечки 18 минут и ни минутой больше, иначе это уже не маца, а хамец, и его нужно просто выбросить. Частые изменения и поспешность в приготовлении пищи и еде у разных народов связаны с благополучием в посмертной жизни. Чехи говорят: «Кто торопливо ест и пьет, на свете долго не живет». А на Ближнем Востоке скажут: «Сколько времени за столом, столько в раю».
И все же, говоря о моде, обычно имеют в виду отношение человека к одежде. В изменениях моды каждый раз заново возникает обещание окончательного идеала красоты. Оказываясь в плену стереотипа, человек покупает новое платье и с готовностью верит, что это — самое лучшее, но проходит некоторое время (обычно один сезон), и он покоряется следующему веянию моды. Каждая эпоха создает свои пропорции эстетического идеала. Сравните, к примеру, пышные формы рубенсовских моделей и предпочитаемые в наше время стройные, узкие, высокие линии.
Одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела например, средневековый силуэт женской фигуры был с выступающим животом, а силуэт в стиле рококо — с «осиной» талией. Такому внешнему виду способствовали умелая драпировка, особенности кроя и тугой корсет. В XX в. туловище перестали мучать корсетом. Интересно, что это эстетическое уродство в принципе ничем не отличается от ограничения роста ступней ног деревянными туфельками у маленьких китаянок, или от накладывания свинцовых пластин на грудь маленьким испанкам в былые века, или от прорезания дыры на подбородке у некоторых индейских аборигенов, чтобы вставить туда бамбуковую трубку.
В истории моды господствовала тенденция преувеличивать действительные размеры фигуры. Например, дамы в Европе оптически увеличивали свою нижнюю часть тела кринолином, тем самым подчеркивая достоинство и свое общественное положение. Длина одежды (к примеру, длина шлейфа) или количество израсходованного материала являлись показателями принадлежности владельца к определенному сословию.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Мода!
Участников: 12
Теги